Рисование углем – увлекательное занятие из-за свободных стремительных, размашистых и нарочито небрежных штрихов.
Использование растушевок и мягкой материи.
Для растирания угольных штрихов и нанесения тона в узких местах предназначены растушевки различных размеров. Они делаются из плотно скрученной бумаги, с коническими или острыми кончиками. Конусообразный конец используйте для работы на небольших участках. Скомканная мягкая материя может применяться для стирания неудачных мест рисунка, выполненного натуральным углем. (Труднее стирается след мелка.) С помощью кусочка мягкой материи вы можете также растереть тон по большому участку рисунка.
Как держать уголь.
Когда паючка натурального угля сломается или сотрется до маленького кусочка, вы можете купить оправу и поместить в нее оставшийся обломок. Держите уголь за оправу, как будто держите кисть; пальцы должны располагаться подальше от кончика угольной палочки, таким образом вы получите отчетливые линии. Если вы работаете просто угольной наточкой, без оправы, держите ее тем же способом, но пальцы должны находиться ближе к кончику, иначе наточка сломается. Так же держат и угольный карандаш, но вы можете держать его. как обычный карандаш.
Резинки (ластики).
Уголь легко стирается, и при работе с ним художники пользуются пластичной резинкой. В магазине ее можно узнать по квадратной форме. Она разминается, как глина или замазка, и принимает какую угодно форму. Вы можете скатать большой шарик для очистки крупных участков рисунка или придать резинке остроконечную форму для работы над мелкими деталями. Прижав и тут же убрав резинку, вы удалите большую часть тонов. Тереть такой резинкой нужно как можно легче и лишь в крайних случаях, поскольку это приводит к истиранию поверхности бумаги.
Нанесение линий и штрихов.
Наиболее простой способ рисования углем — это сочетание тонких линий с более широкими штрихами на обычной рисовальной бумаге. На этом фрагменте пейзажа толстым тупым концом угольного карандаша свободными штрихами нанесен тон на стволы трех деревьев. Художник затемняет тона на стволах при помощи более сильного нажима. Затем острым тонким кончиком твердого угольного карандаша он рисует ветви и веточки более четкими линиями.
Бумага, предназначенная для рисования углем.
Бумага, предназначенная для рисования углем, но одинаково пригодная для работы мелом и карандашом, имеет слегка рифленую и очень плотную поверхность. На такой поверхности путем растушевки прекрасно получаются мягкие, живые тона, как вы можете видеть на этом фрагменте портрета. Вы не испортите бумагу даже частым стиранием, что видно на освещенных участках лица. Поверхность бумаги подходит и для нанесения широких штрихов, какими нарисованы волосы, и для четких линий, какими изображены здесь глаза.
Нанесение линий и тонов.
Для создания мягких, нежных тонов художник работает с твердыми и средней твердости угольными карандашами, растирая штрихи с помощью растушевки. Сначала он наносит более светлые тона на стволы деревьев и растирает штрихи, затем — более темные и снова растирает. На толстых ветвях штрихи растерты кончиком растушевки, а тонкие веточки нарисованы угольным карандашом и не растерты. Важно знать, когда следует прекратить растушевку, иначе ваш рисунок будет выглядеть грязным.
Бумага с шероховатой поверхностью.
Бумага с шероховатой фактурой, с еще большим количеством так называемых зубчиков, также прекрасно подходит для рисования углем. Благодаря неровной поверхности бумаги, растушеванные участки выглядят более живыми — обратите внимание на текстуру тени на коже. Широкие штрихи, которыми нарисованы волосы, даже более отчетливы на бумаге такого типа. А острые, отточенные линии, которыми изображены ресницы и брови, выглядят неровными и живыми.